Неугасаемая Звезда Найдан – Нади Рушевой!

События
2020-01-28 10:00:00
 Неугасаемая Звезда Найдан – Нади Рушевой!
В художественном отделении Детской школы искусств проведено внеклассное мероприятие, посвященное к Дню рождения Надежды Николаевны Рушевой, в рамках школьного мероприятия «Надя Рушева – Моцарт рисунка».
31 января 2020 года, оставшейся вечно юной, художнице Наде Рушевой исполнилось бы 68 лет.
В продолжение традиций Детской школы искусств имени Нади Рушевой в изучении и пропаганде творчества талантливой художницы, графика, виртуоза карандашных набросков Нади Рушевой через ежегодные мероприятия, приуроченные к Дню ее рождения, в целях воспитания интереса к творчеству Нади Рушевой через этапы ее творчества во взаимосвязи с биографией семьи Рушевых, отца Николая Константиновича Рушева, матери Ажыкмаа Дойдаловны Рушевой, для учащихся школы искусств  проводятся классные часы. Всего на мероприятии приняло участие более 30 детей. В течение недели планируется проведение классных часов для учащихся других отделений школы искусств с охватом более 200 детей.
 
Биография и творчество

Надежда Рушева родилась 31 января 1952 года в городе Улан-Батор Монгольской Народной Республики в семье советского художника Николая Константиновича Рушева (1918—1975 гг). Её мать — первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажыкмаа-Рушева (1926—2015 гг.).         
           Летом 1952 года семья переехала в Москву. Надя начала рисовать с пяти лет, причём никто не обучал её рисованию, также до школы её не учили читать и писать. В семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, она начала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков. Тогда же она за один вечер нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух.
 
Выставки
В мае 1964 года состоялась первая выставка её рисунков, организованная журналом «Юность» (Надя училась в пятом классе). После этой выставки в том же году в № 6 журнала появились первые публикации её рисунков, когда ей было всего 12 лет. За следующие пять лет её жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в СССР, ПольшеЧехословакииРумынииИндии.
В 1965 году в № 3 журнала «Юность» были опубликованы первые иллюстрации тринадцатилетней Нади к художественному произведению — к повести Эдуарда Пашнева «Ньютоново яблоко». Впереди были иллюстрации к романам «Война и мир» Льва Толстого и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и слава будущего книжного графика, хотя сама юная художница мечтала стать художником-мультипликатором. В 1967 году была в Артеке, где познакомилась с Олегом Сафаралиевым. В ноябре 1973 года в Ульяновском областном художественном музее состоялась выставка более двухсот работ юной художницы.
Творчество
Среди её работ — иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Л. Н. ТолстогоМихаила Булгакова. Всего были проиллюстрированы произведения около пятидесяти авторов.
            Работа над «Мастером и Маргаритой» стала для нее последней. В то же время, для «Мастера и Маргариты» Надя стала первой художницей. На титульной иллюстрации, изображающей встречу Берлиоза и Бездомного на Патриарших прудахЕлена Сергеевна Булгакова, вдова Михаила Афанасьевича, оставила свой автограф «Как жаль, что я не знала это необыкновенное существо — Надю Рушеву».
           Среди Надиных зарисовок есть несколько таких, на которых изображён балет «Анна Каренина». Такой балет действительно был поставлен уже после смерти художницы, и главную роль в нём танцевала Майя Плисецкая.
           Её рисунки рождались без эскизов, всегда рисовала враз, набело, и она никогда не пользовалась стирательной резинкой. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести», — говорила Надя.
Надя оставила после себя огромное художественное наследие — около 12 тыс. рисунков. Точное их число невозможно подсчитать — значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Многие её рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры, Городском музее Сарова Нижегородской области и Государственном музее А. С. Пушкина в Москве.
Прошло более 160 выставок её работ в разных странах: ЯпонииГерманииСШАИндииМонголииПольше и многих других.
Последние дни
…Падал снег. Пушистый, мягкий, мартовский. Девочка бежала по аллее пушкинского парка, и на её пути возникали наброски — веткой по снегу наносились упругие линии. И вот горит в бриллиантах снежинок тонкий девичий профиль, смеётся молодой Пушкин, рождаются образы его лицейских друзей…
Веткой по снегу. Уверенно, щедро, ловко. Ей и вправду легко — подарить талому снегу несколько мимолётных мыслей, образов. Она молода, талантлива, впереди вся жизнь. Сколько ещё расскажет она своими рисунками о любви к людям, к жизни, о красоте земли и городов, об этом вот заснеженном, сказочном Ленинграде, где молодые кинематографисты снимают сейчас последние кадры фильма о ней, московской школьнице.
  — Эрмитаж, Зимний дворец, квартира Пушкина на Мойке… и всё это можно рисовать сколько душе угодно, — говорила она, озвучивая фильм, — хожу по улицам с альбомом, и просто плакать хочется от счастья.


А через три дня, 6 марта 1969 года, Нади Рушевой не стало.
С трудом проникаешь в жестокую суть этих слов. И не потому только, что речь идёт о десятикласснице, человеке семнадцати лет.
После Нади Pушевой, имя которой известно в десятках стран, остались рисунки. Более десяти тысяч работ, выполненных тонким пером, фломастером, цветными карандашами. Десять тысяч маленьких оригинальных новелл. Полнее и ярче искусствоведческих изысканий рассказывают они о талантливом и весёлом человеке, который умеет видеть мир глазами первооткрывателя. Именно умеет. В прошедшем времени о ней не скажешь.
У нее оказался дефект одного из сосудов мозга. Сейчас это можно оперировать. Тогда не смогли. От кровоизлияния в мозг Нади не стало. Мама говорила, что никогда она не болела и не жаловалась.
Памяти Нади Рушевой
Как недолгий, но яркий фонарик,
Как зимою дыханье тепла,
Эта девочка — грустный очкарик –
Между нами однажды прошла.
Каждый штрих, словно ласточка детства,
Все по-пушкински — сразу ясней…
А потом с перехваченным сердцем
Я смотрел кинокадры о ней.
…Вот улыбка… Знакомые строфы…
Но я прутик забыть не могу,
Выводивший курчавый профиль
На весёлом лицейском снегу.
(Макс Дахие, журнал «Юность» №1-2 за 1973г.)
…Тоненькая, темноволосая девчушка с лукавыми, чуть раскосыми глазами. Такой осталась она на фотографии и в памяти людей. Удивительно непоседливое, неугомонное существо. Есть только один способ заставить её продержаться на одном месте больше трёх минут: отец берёт в руки книгу, и тогда, прислушиваясь к его голосу, к мелодии пушкинских стихов, к легендам, мифам, былинам в его пересказе, Надя садится за альбом.
Ей пять лет, читать она ещё не умеет, но порывы детской фантазии не знают пределов. И вот на белых листах оживают сказки в картинках — новые, ею сочинённые истории. «Одиссея» обогащается приключениями, о которых не ведал Гомер. Рядом с маленькими новеллами из серии «Мир животных», в которых сквозит нежность и радостное удивление перед величием природы, девочка вдруг рисует большую серию зарисовок из жизни… кентавров. Узнав об этих мифологических существах из рассказов своего первого учителя-отца, художника телевидения, первоклассница Надя представляет их реальными, живыми существами — со своими заботами, житейскими неурядицами, педагогическими проблемами. Oна придумывает смешные истории о «кентаврессах» и «кентавречатах», незаметно увлекая зрителя своей веселой выдумкой.
            Девочка растёт. И не по дням, а по часам растёт и крепнет её оригинальное дарование. На смену карандашу приходит тонкое перо, фломастер, цветной карандаш, пастель. Тематика её работ — а к двенадцати годам их уже более пяти тысяч! — чрезвычайно широка. Весёлая, общительная Надя интересуется абсолютно всем: вот мчится по льду Лидия Скобликова, вот космонавты делают первые шаги по неведомой планете, вот танцуют маленькие лебеди (Надя первый раз в Большом театре!), а рядом — под торжественным лозунгом «Все на прыгалки!» — скачут малыши.
Всю короткую жизнь художницу увлекало искусство танца, «зримой музыки». 
Oна почти никогда не рисует с натуры, все её работы — это зарисовки того, что она «воображает». И в этом — залог сохранённого до конца счастливого свойства ребёнка мгновенно, «сиюминутно» откликаться конкретными образами на любую тему и сюжет, привлекая в помощники богатство ассоциаций, предметность видения мира, смелость фантазии.
  Наде Рушевой
...Недетский почерк детского рисунка.
Пера разбег — как будто взмах крыла.
Певучих линий тоненькие струнки
Звенят, срываясь с кончика пера.

Вальсирует свободно по паркету
Листа рука. Душе дар богом дан
Провидеть. Проступают силуэты
Сквозь плотный белый ватмана туман.
И очертанья чудного мгновенья
Встают из пепла, возвещая вновь,
Что живы божество и вдохновенье…
И вечны жизнь, и слёзы, и любовь…

…Нам сквозь туман неверья и сомнений,
Из тайников бессмертного вчера,
Протягивает вечно юный гений
Нить Ариадны с кончика пера…


 
Назад к списку

Поделиться в социальных сетях:

Просмотров: 1103